Каждый, кто однажды увидел радиоуправляемый самолет в полете и не остался равнодушным - захочет себе попробовать: "И я так хочу!"
Потом начинаются вопросы: а сколько это удовольствие стоит, где взять, какой выбрать и т.д. В наше время тратить деньги на очень дорогую игрушку(хоть и приносящую огромное удовольствие) - не многие могут. Тем более, что при отсутствии навыков полета эта игрушка может сразу превратиться в грузу мусора и запчастей.полетам и очень легок для управления новичком.
Я рекомендую самолет из материала EPO(вспененный полистирол). Почему именно из этого материала, а не из бальзы или из пластика? Да потому что он менее хрупок и более прочен и долговечен. Небольшие вмятины можно выровнять пальцами(только сразу). Слышал о том, что деформации "лечатся" опусканием поврежденных элементов в горячую воду, но не проверял сам на практике. И самое главное - этот материал клеится обычным циакрином прямо в поле за несколько минут.
Я рекомендую верхнеплан(с верхним расположением крыла). При такой конструкции самолет имеет тенденцию к ровным стабильным горизонтальным полетам.
Многие скажут: "Зачем покупать самолет, если можно его склеить из потолочки?" Я довольно много форумов и статей перелопатил и даже начинал строить сам пенолет из потолочки, но потом проанализировав всю полученную информацию - пришел к выводу, что лучше один раз купить летающий аппарат, чем много раз строитьненадежные и хрупкие конструкции... Ведь в небо хочется уже СЕЙЧАС!!!
Ну, собственно - строить или не строить(а покупать) - решать только Вам - кому что нравится... Мне хотелось быстрее полететь...
В общем - хватит лирики - теперь по делу.
1. Самолет рекомендую ТАКОЙ
Он как раз сделан из ЕРО, верхнеплан, прост в конструкции и неприхотлив в эксплуатации. Рекомендую именно ARF(Почти готовый к полету), хотя на том же сайте есть RTF(Ready To Fly - полностью готовый к полетам) ЗДЕСЬ , так как силовая установка(коллекторный двигатель) и аппаратура - не внушают мне доверия... Хотя и в полностью готовом варианте(RTF) он тоже летает(сам проверял), но лично мне хочется помощнее и поэкстремальнее...
2. Поскольку даже с ARF комплектом идет коллекторный двигатель с редуктором - мы его использовать не будем и я рекомендую купить безколлекторный двигатель, например, ВОТ ТАКОЙ.
При малых размерах и весе он может развить мощность до 200 Ватт, а этого будет достаточно для старта самолета с места вертикально вверх(как ракета).
Монтировать его несложно даже на штатное место. Достаточно снять стоковый двигатель и редуктор с моторамы самолета, просверлить парочку новых отверстий в нужных местах... Главное при монтаже - разместить ось нового двигателя как можно ближе к размещению демонтированной оси редуктора. Собственно, в этом и проявляется смекалка и сообразительность...
3.Поскольку новый двигатель - безколлекторный, то к нему нужен и соответствующий регулятор. Как подобрать регулятор? Да очень просто - необходимо посмотреть, какой ток потребляет двигатель при максимальной нагрузке и заложиться на то, что китайские производители иногда завышают технические характеристики регулятора. Поскольку выбранный нами двигатель имеет в максимуме(по документации) потребляемый ток в 25 А, то в принципе можно использовать и регулятор на 25 А. У меня, кстати, так и было до недавнего времени. Но я замерял потребляемый ток при максимальной нагрузке с винтом 8*3,8 - было больше 29А! Результатом такой эксплуатации в длительном режиме мог бы быть сгоревший мотор или регулятор, или оба... Поэтому я задавил расходы до 75% в своей аппаратуре. Благо, аппаратура позволяет это делать. Если не позволяет - то надо помнить о том, что летать на "полном газу" - нежелательно(по крайней мере - продолжительное время - максимум - до 10 секунд). Так вот - вернемся к выбору регулятора. Поскольку зачастую возможности регуляторов завышены китайским производителем, то я рекомендую под этот двигатель выбрать регулятор на 30А. Хотя бы вот ЭТОТ.
Он имеет максимальную постоянную токовую нагрузку в 30 А и пиковую - в 40А. Вы скажете, что в таком случае может сгореть двигатель. Да, может. Для того, чтобы он не сгорел нужно правильно подобрать винт. А наличие регулятора, позволяющего выдавать чуть бОльшие токи, чем может потянуть двигатель - позволит лишь максимально эффективно использовать мощность двигателя и не допустит сгорания регулятора в полете, а как следствие - полной потери питания электроники и неизбежного "краша".
4. Выбор пропеллера. Довольно ответственное дело, так как неправильно выбранный пропеллер может привести к сгоранию двигателя или недостаточной тяге. Я на таком двигателе летаю с пропеллером 8*3,8. В принципе - можно поставить на него и 8*4 ВОТ ТАКОЙ, тем более, что производитель двигателя рекомендует использовать именно этот пропеллер.
Как вариант- можно пункты 2,3,4 - заменить покупкой одного набора - комбо, например, ВОТ ЭТОГО. Это позволит не заниматься заказами на разных сайтах, а получить мотор, винт и регулятор из одного комплекта. Да, это будет уже "не та" мощность, но и будет стоить дешевле, и мучаться с подбором не надо. А данный комбо-набор - вполне летабелен с этим самолетом.
5. Выбор аккумулятора. Следует сказать, что маловажных вещей в самолете и его оборудовании - нет. Поэтому и к выбору аккумулятора нужно подойти правильно. В данном случае нужен аккумулятор с токами отдач 30-40ампер. Кроме того - необходимо чуть заложиться с током отдачи акка в большую сторону, чтобы продлить жизнь аккумулятору. Хоть и заявляют, что литий полимерный аккумулятор живет 50-60 циклов - это зависит во многом как от правильности подобрания аккумулятора, так и от производителя, режимов эксплуатации, токов заряда, степени разряда идругих параметров. Но нам еще и надо, чтобы аккумулятор помещался в предназначенный для него отсек самолета и был не очень тяжел. Для данного самолета практически идеально подзодит ВОТ ЭТОТ аккумулятор.
Он имеет токи разряда 30С а в пике - 40С(С - это емкость). Получается, что длительно он может отдавать ток 30*1,3А=39А, а в пике - 52А. Этого вполне достаточно для безопасной и долгой эксплуатации. У меня этот аккумулятор живет около 2-х лет и только при количестве циклов, перевалившем за сотню - начало понемногу уменьшаться время полета. При новом аккумуляторе и "ровном" горизонтальном полете на газу "меньше среднего" самолет летает с ним 20-25 минут.
Для размещения аккумулятора в аккумуляторном отсеке самолета необходимо будет аккуратно отломать(предварительно подрезав) заднюю перегородку внутри отсека для хорошего размещения аккумулятора внутри... Смею Вас заверить - на прочность конструкции и летные характеристики это никак не отразится. Да, и лучше взять парочку аккумуляторов сразу - чтобы не ждать как минимум час, пока после полета зарядится единственный...
6. Немаловажныим являются и разъемы, которые нужно использовать в нашем деле. Я предпочитаю везде использовать ВОТ ЭТИ. Они подпружинены и дают надежный контакт при возможности пропускания больших токов.
7. Аккумулятор надо будет заряжать. От правильности заряда зависит срок жизни аккумуляторов, поэтому рекомендую заряжать литий-полимерные аккумуляторы с использованием балансирного разъема. Одна из недорогих и "правильных" зарядок со встроенным баллансиром имногими дополнительными функциями ВОТ ЭТА.
Я сам использую такую два года.
При заказе зарядки не забудьте заказать также и БЛОК ПИТАНИЯ, так как в Украине он стоит гораздо дороже, а в обычных магазинах или на рынке его просто не найти.
Еще раз повторюсь - не жалейте денег на зарядное устройство. Оно сможет Вам сэкономить гораздо больше денег на покупку новых аккумуляторов взамен "убитых" по причине неправильного заряда.
8.Наконец-то добрались до сервоприводов. Для этого самолета очень хорошо подойдут ВОТ ЭТИ. Их мощности и скорости достаточно для очень динамичных полетов.
Для самолета нужно таких три сервопривода.
Однако, я бы порекомендовал сразу к ним купить пару-тройку РЕМКОМПЛЕКТОВ, так как у новичка будут жесткие посадки, возможно, "морковки" и при этом от черезмерных ударных нагрузок могут поломаться пластиковые шестерни сервоприводов.
9.Выбор аппаратуры. Очень нелегкое дело, так как тут на выбор влияет и вкус, и наличие денег, и стремление получить надежную аппаратуру со многими функциями. Поскольку мы ведем речь о ДАННОМ самолете, то для управления им достаточно 4-канальной аппаратуры. Если вы соберетесь покупать RTF(готовый к полету) набор, то там будет все включено - и аппаратура, и аккумулятор, и зарядка и т.п. А если ARF, то прийдется докупать аппаратуру отдельно(если у Вас ее еще нет). Могу только сказать, что как вариант - подойдет ВОТ ТАКАЯ.
А если говорить о подборе аппаратуры под разные задачи и цели - то это отдельный большой разговор.
Итак, пора подводить итоги. Во сколько может обойтись удовольствие полетать?
Очевидно, что по-минимуму - RTF набор+ доставка - обойдется в 125 американских долларов.
Гораздо лучший набор:
ARF + доставка - 66 американских долларов.
Комбо + 2Li-Po аккумулятора + разъемы + зарядка + блок питания + 3 сервопривода+2 ремкомплектадля серв + аппаратура с приемником + доставка этого всего - 150 американских долларов.
Итого - 216 американских долларов.
Цены указаны на момент написания статьи - 30.10.2010г
Ну, а предела в расходах на самолет - не может быть никогда. После первых полетов - Вы это почувствуете... И поверьте - РАСХОДЫ СТОЯТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЯ!!!
Удачного выбора Вам и безаварийных полетов.
P.S. И напоследок: После того, как научитесь летать на этом самолете днем - можно будет поставить на него бортовые огни и полетать вечером или ночью, как это сделал я со своей моделью... О том, как это происходило - написано ЗДЕСЬ.